Правовые аспектыПравила осуществления ООиП проверки условий жизни подопечных

Модератор: hippo

Аватара пользователя
niknata
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 134
Зарегистрирован: 30.06.2012
Сыновей: 5
Дочерей: 8
Приёмные: есть
Кровные: есть
Образов.: высшее
Откуда: Россия Кубань
Re: Судимся с опекой

Сообщение niknata » 10 дек 2012, 18:50

Какие замечания может написать опека в акте обследования?
У нас уже дважды проводили плановую проверку комиссионно-в мае принимали участие пять человек, в ноябре -четыре. Но полтора часа.
Прошлый раз были написаны заключения на каждого ребенка на трех листах. Замечания- в комнате столики для занятий, которые с детьми не проводятся, у ребенка нет прикроватной тумбочки (у ребенка глубокая УО), и пр. . сегодня позвонили и сказали, что акты готовы и можно забирать (на месте составить отказались). Когда буду подписывать их экземпляр, то хотелось бы сразу указать какие требования могут законно предъявлять, а какие-нет. Я сразу предупредила, что бы на все замечания были ссылки на нормативы. Но как по факту будет-не могу представить пока и хочу подготовиться .
Ты никогда не пройдешь свой путь до конца, если будешь останавливаться, чтобы бросить камень в каждую тявкающую собаку.

Реклама
Автор темы
Mamo4ka
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 2387
Зарегистрирован: 12.02.2012
Приёмные: есть
Кровные: нет
Образов.: высшее
Откуда: появилось на Земле золото?
Re: Правила осуществления ООиП проверки условий жизни подопе

Сообщение Mamo4ka » 10 дек 2012, 20:03

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 сентября 2009 г. N 334
"О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423"
Вступает в силу:9 января 2010 г.

Приложение N 2

Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее - обследование).

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения).

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

6. При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;

6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка.

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).


6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России от "___" ________ 2009 г. N ____, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Хорошо там где меня нет. А там где я есть - ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО!!!

Аватара пользователя
Даша Боти
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 14297
Зарегистрирован: 02.08.2012
Сыновей: 4
Дочерей: 3
Приёмные: нет
Кровные: нет
Образов.: высшее
Re: Судимся с опекой

Сообщение Даша Боти » 11 дек 2012, 08:09

niknata, если в акте Вас что-то не устроит. Пишите : Ознакомлена. С актом не согласна. Число и подпись.
Не мешайте людям думать о вас так, как им хочется. Может это для них — утешение.

Аватара пользователя
Натик
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 6448
Зарегистрирован: 16.04.2011
Сыновей: 2
Дочерей: 2
Приёмные: есть
Кровные: есть
Откуда: с луны упала
Re: Судимся с опекой

Сообщение Натик » 11 дек 2012, 08:11

Даша Боти: С актом не согласна. Число и подпись.
А что дальше ? Переписывать будут?
Сынок 2005г. доча 2011г. доча 2008г.

Однообразие - утомляет, многообразие - раздражает, и только безобразие всегда срабатывает на "ура"

Аватара пользователя
Даша Боти
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 14297
Зарегистрирован: 02.08.2012
Сыновей: 4
Дочерей: 3
Приёмные: нет
Кровные: нет
Образов.: высшее
Re: Судимся с опекой

Сообщение Даша Боти » 11 дек 2012, 08:36

Нет, переписывать не будут, но если идти в суд, то суд это несогласие учитывает, а если просто подписать акт или отказаться, то это уже другой вариант. Это не только акта опеки касается, а всех актов и экспертиз. Если например просто подписываете, это означает ваше согласие. Если отказываетесь от подписи, то ситуацию можно повернуть против вас. А если пишите, что ознакомились, но не согласны, то этот акт можете смело оспаривать в суде.
Не мешайте людям думать о вас так, как им хочется. Может это для них — утешение.

Автор темы
Mamo4ka
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 2387
Зарегистрирован: 12.02.2012
Приёмные: есть
Кровные: нет
Образов.: высшее
Откуда: появилось на Земле золото?
Re: Судимся с опекой

Сообщение Mamo4ka » 11 дек 2012, 08:48

Могут еще повторную проверку (обследование) назначить. Если конкретно укажите, с чем не согласны, то для уточнения этого пункта.
Хорошо там где меня нет. А там где я есть - ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО!!!

Аватара пользователя
niknata
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 134
Зарегистрирован: 30.06.2012
Сыновей: 5
Дочерей: 8
Приёмные: есть
Кровные: есть
Образов.: высшее
Откуда: Россия Кубань
Re: Судимся с опекой

Сообщение niknata » 11 дек 2012, 10:34

Спасибо за советы!! В прошлых актах я написала, что не согласна и проверки больше не было до плановой.
Последнюю проверку тожетак устроили, что бы поддтвердить, что у нас действительно всё плохо. Для этого и приходят комиссионно.
Не знаю что сейчас напишут, но терли пальцами-искали пыль и (как в анекдоте) нашли-на детских столиках для занятий.Перед этим дети писали мелом, терли тряпкой доску и трясли её вот и получилась пыль.. И опять же-нет прикроватных тумбочек у двух девочек , нет для каждого ребенка посадочного места за столом на кухне и пр. Делаем детскую площадку-уже сейчас претензии-где навес от солнца? Положен по нормам. Я спросила-а по каким нормам вообще мы обязаны иметь площадку для детей?
Завтра заберу акты и отпишусь какие замечания нам написали.
Ты никогда не пройдешь свой путь до конца, если будешь останавливаться, чтобы бросить камень в каждую тявкающую собаку.

Аватара пользователя
niknata
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 134
Зарегистрирован: 30.06.2012
Сыновей: 5
Дочерей: 8
Приёмные: есть
Кровные: есть
Образов.: высшее
Откуда: Россия Кубань
Re: Судимся с опекой

Сообщение niknata » 11 дек 2012, 18:07

И еще вопрос-ведь если мы и начнем судится с опекой по поводу заключения , то как можно доказать свою правоту? Ведь опека представит свои доводы и мнение членов комиссии, которых привожит с собой.В суде интересы опеки представляла зам. гл.врача по детству и родовспоможению. Помимо своих предположений( дети возможно не доедают и пр.) , еще явно, мягко говоря, лгала-ребенок с ДЦП ходит самостоятельно и не плохо ходит, но в суде она рассказала, что он ходит с костылями из-за того, что я его не лечу, так же на опекунском совете на мои слова, что не могу пройти своевременно МСЭ с ребенком из-за того, что она удерживает мед.карточки у детей, публично заявила, что их у нее нет и она передала все на местный ФАП
В краевом суде была представлена это фото
http://i080.radikal.ru/1010/95/3611b9e0ce9e.jpg
С комментариями, что мы держим детей в клетке. Это фото было на форуме родителей деток с с.Дауна-я там много лет общаюсь- девочки играли в птичек. Пришлось в закрытую тему перенести тему о нашей семье.
Ты никогда не пройдешь свой путь до конца, если будешь останавливаться, чтобы бросить камень в каждую тявкающую собаку.

Автор темы
Mamo4ka
Сообщений в теме: 13
Всего сообщений: 2387
Зарегистрирован: 12.02.2012
Приёмные: есть
Кровные: нет
Образов.: высшее
Откуда: появилось на Земле золото?
Re: Правила осуществления ООиП проверки условий жизни подопе

Сообщение Mamo4ka » 20 мар 2013, 09:48

Акт обследования жилищно-бытовых условий.

С 1 марта 2005 года взамен ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР Федеральным законом №189-ФЗ введен новый Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ). Этот кодекс существенно отличается от предыдущего. В нем отсутствуют статьи аналогичные статьям: 40 ЖК РСФСР, устанавливавшей общие требования по благоустройству жилья, и статье 41, запрещавшей заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. В связи с чем, ранее применявшиеся требования сейчас уже не действуют.
Новый кодекс так же не содержит общего понятия «норма жилой площади» и устанавливает взамен неё в пункте 1 статьи 50 только «норму предоставления жилой площади» и только в случае социального найма. Установление величины нормы предоставления пунктом 2 этой же статьи отнесено к ведению органов местного самоуправления. Таким образом, не установлены федеральные ограничения по размеру и качеству жилья, а органы опеки обязаны руководствоваться нормами местного законодательства. Регионы имеют право устанавливать свои собственные нормы. При отсутствии таких норм, суд, с учетом рекомендаций органов опеки вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии состояния жилья заявителей санитарным и техническим требованиям.
Следует учитывать, что в отдельных случаях может потребоваться возможность выделения ребёнку отдельной комнаты вне зависимости от наличия требуемого метража. Такие требования возникают при усыновлении, установлении опеки или создания приемной семьи: ребёнка-инвалида и ВИЧ инфицированного ребёнка.
Согласно Ч. 3 ст. 17 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 20.07.95 №181-ФЗ (Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации). и п. 2, 6, 14 Правил, утвержденных постановле­нием Правительства РФ от 27.07.96 Постановление Правительства РФ №214 от 28.02.1996 "Об утверждении перечня заболеваний..."
Расчёт приходящегося на душу метража осуществляется делением принадлежащего семье метража на количество зарегистрированных на этой площади людей, включая ребёнка.
Под жилой площадью подразумевается общая площадь квартиры/дома, принадлежащая семье и используемая для жизни, включая: подсобные помещения, кухню, туалет, ванную, коридоры и другие места общего пользования. Термины «общая» и «жилая» площадь, которыми оперируют агентства недвижимости, не являются узаконенными. Не включаются в жилую площадь - нежилые помещения и подсобные строения, чердаки, балконы, сараи и т.п.
Фактическая часть проверки жилищно-бытовых условий осуществляется при обследовании жилищно-бытовых условий. Специалисты органов опеки, либо социальный педагог, общественный инспектор - эти лица могут проводить обследование - обязаны осмотреть жильё, и дать оценку его пригодности для проживания ребёнка.
Обследование должно выявить:
фактическое состояние жилья,
количество проживающих в нём людей,
материальное положение семьи,
санитарное состояние,
наличие места для размещения ребёнка – место для занятий, сна, игр,
оценить готовность будущих родителей создать нормальные условия для проживания и развития ребёнка.
При возникновении спорных ситуаций или выявленных серьёзных несоответствиях санитарным нормам или неудовлетворительного технического состояния ООП имеют право привлечь для проведения дополнительной экспертизы состояния жилого помещения специальные службы: Санэпиднадзор (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ), Гостехнадзор, Госстройнадзор за свой счёт и своими силами.

Внимание! На сегодняшний день в Жилищном кодексе РФ не установлено никаких "санитарных" жилищных норм. Поэтому социальный педагог должен руководствоваться общей логикой анализа бытовых условий. Так как согласно постановлению Верховного Суда РФ от 14.04.1988 № 2 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» акты обследования жилищных и бытовых условий каждого из родителей (и детей проживающих у них), данные, характеризующие отношение родителей к детям, а также поведение родителей по месту их работы и жительства относятся к необходимым средствам доказывания по гражданским делам.

Социальный педагог посещает семью обычно в составе комиссии в которую могут войти:
1. Инспектор по делам несовершеннолетних отдела МВД Вашего района.
2. Представитель КДН и ЗП.
3. Органы опеки и попечительства.
4. Участковый уполномоченный полиции (при постановке Вас или ребенка на учет в ПДН - еще и оперуполномоченный по делам несовершеннолетних).
5. Центр социальной помощи семье и детям.
6. Комплексный центр социального обслуживания.
7. Представители органов здравоохранения.
8. Представители органов образования (как правило - заместитель директора школы по социальной защите, социальный педагог или классный руководитель).
Основные обстоятельства которые повлекут за собой обследование жилищно-бытовых условий:
1. Ребенка ставят на учет с ПДН ( в детскую комнату милиции) либо в КДНиЗП (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав).
2. Ребенок по какой-либо причине был изъят из семьи и решается вопрос о его возвращении домой либо дальнейшем пребывании в приюте/детской больнице/доме ребенка.
3. Ребенок прогуливает школу или иначе нарушает внутришкольный порядок (срывает уроки, приходит в школу в неадекватном состоянии, дерется - все эти действия при их систематичности могут повлечь за собой постановку на внутришкольный контроль). В таком случае школа в лице социального педагога либо заместителя директора по социальной защите организует проверку ребенка по месту жительства для выяснения условий его проживания и знакомства с семьей в целях организации профилактической работы с ребенком.
4. Проверка со стороны классного руководителя.
5. Ребенок передается под опеку либо усыновляется. В этом случае проверяют семью еще и органы опеки и попечительства из Муниципалитета, центра социальной помощи семье и детям района, собес (КЦСО), КДН и ЗП, иногда - ПДН и участковый уполномоченный полиции.
6. Семья переехала в квартиру с более худшими условиями. Если органы опеки района работают добросовестно, условия проверяются обязательно.
7. Заявление в полицию в отношении родителей, не исполняющих надлежащим образом обязанности по воспитанию, содержанию или обучению детей, допускающих жестокое обращение с детьми.
8. Жалоба со стороны соседей либо педагогов на поведение родителей/отношение к родительским обязанностям. Жалоба может быть обоснованной либо откровенной кляузой, от этого никто не застрахован.
9. Заявление в полицию в отношении ребенка (например, кража, драка с получением серьезного повреждения).
10. Привлечение несовершеннолетнего в качестве обвиняемого в совершении преступления либо приговор суда. В этом случае подросток ставится на учет в режиме учетно-профилактического дела.
11. Ребенок получил бытовую травму, родители обратились в больницу/травмпункт, откуда поступает обязательная телефонограмма в ПДН. Жилищные условия проверяются с целью установления случайного либо неслучайного характера повреждения.
На что нужно обратить внимание при проверке:
1. Место, где ребенок спит. Если есть ли комната или уголок ребенка.
2. Место для приготовления уроков и необходимые принадлежности.
3. Продукты питания для ребенка соответственно его возрасту.
4. Одежда на разные сезоны, игрушки (не роскошные, но чтобы были).
5. Санузел (чистота и недоступность средств бытовой химии).
6. Состояние и содержание квартиры\дома(пол. потолок. обои, батареи),а также мусорки.
7. Если в квартире животные - должен быть чистый туалет/клетка/террариум, продуктов жизнедеятельности нигде быть не должно.
8. Свободный выход из квартиры.
9. Для неформальных квартир требования те же. Хобби родителей - это классно, но ребенок страдать не должен.
10. Состояние родителей\ребенка и их внешний вид.

В зависимости от причины проверки, она может проходить как спонтанно, без предупреждения, так и по предварительной договоренности. Без предупреждения обычно посещают семьи алкоголиков, наркоманов и прочих ведущих аморальный образ жизни и явно влияющих на детей отрицательно. Акт обследование не подписывается родителями, но доводится до них.
При составлении акта можно использовать Форму с70па.

http://www.pedagogkpu.ru/publ/konspekty ... /18-1-0-11
Хорошо там где меня нет. А там где я есть - ПРОСТО ПРАЗДНИК КАКОЙ-ТО!!!

Аватара пользователя
Margo
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 1936
Зарегистрирован: 25.05.2017
Сыновей: 2
Дочерей: 3
Приёмные: есть
Кровные: есть
Re: Правила осуществления ООиП проверки условий жизни подопечных

Сообщение Margo » 14 июн 2017, 18:36

А где-то прописано,что у ребенка должно быть ОТДЕЛЬНОЕ спальное место? Мы спали с сестрой вдвоем на большой кровати. Мои тоже спят иногда вместе.Да и с нами тоже бывает. Если возьмем однополых ребятишек дошкольного возраста,нельзя им будет вместе спать,пока привыкают? Потом уж переедем и комната отдельная будет у них

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Правила создания приемной семьи и осуществления контроля
    27 Ответы
    3419 Просмотры
    Последнее сообщение Катена
    03 фев 2012, 14:09
  • последствия прописки подопечных
    IrinaCh » 21 ноя 2017, 13:05 » в форуме Огни большого города
    41 Ответы
    2542 Просмотры
    Последнее сообщение IrinaCh
    07 янв 2018, 13:44
  • Набарежные Челны ООИП
    1 Ответы
    751 Просмотры
    Последнее сообщение -Aleks-
    02 ноя 2013, 16:10
  • Как оспорить акт жилищно-бытовых условий?
    mucik » 26 июл 2016, 21:07 » в форуме Дела судебные
    7 Ответы
    2348 Просмотры
    Последнее сообщение mucik
    26 июл 2016, 22:01
  • Обследование жилищных условий и следственный комитет
    terciya » 27 янв 2018, 19:20 » в форуме Новое в законодательстве
    2 Ответы
    1238 Просмотры
    Последнее сообщение terciya
    27 янв 2018, 23:17

Вернуться в «Правовые аспекты»