Пожалуй, больше всех за последнее десятилетие для развития и популяризации темы раннего развития ребенка сделал экономист Джеймс Хекман, Нобелевский лауреат, получивший премию за развитие эконометрики, один из самых цитируемых экономистов в мире. Занимаясь экономикой труда, развитием человеческого капитала и проблемой эффективности инвестиций в образование, в своем академическом пути он постепенно переходил к анализу все более ранних этапов инвестиций в человеческий капитал: от анализа эффектов безработицы и программ переподготовки взрослых к оценке программ раннего вмешательства и анализу влияния раннего развития на жизненные успехи. Обратившись к этой теме, Хекман не только сам опубликовал ряд выдающихся работ, но и собрал уникальную сеть статистиков, экономистов, психологов детского развития, нейропсихологов и нейробиологов, с которыми вместе во множестве публикаций показывает, насколько велико значение факторов раннего детства в формировании всех сторон благополучия взрослого человека, а тем самым и общества в целом.
Вслед за созданием междисциплинарного центра (Center for the Economics of Human Development) под его руководством в Чикагском университете с множеством проектов и инициатив, в последние несколько лет была развернута кампания популяризации проблемы, получившая название "Уравнение Хекмана" (HeckmanEquation), в простой и даже броской форме преподносящая важные результаты ученых. Каждый может скачать с сайта http://heckmanequation.org различные материалы: буклеты, отчеты, видео или графики для презентаций. Сам Хекман, активно выступая с публичными лекциями, продолжает работать над научными публикациями вместе с коллегами и учениками.
Недавно Хекман издал небольшую популярную книгу дебатов по социальной политике вокруг своего основного тезиса о пользе раннего вмешательства под названием «Giving Kids a Fair Chance: A Strategy That Works (Heckman, 2013). После вводной статьи Хекмана под таким же названием, как и вся книга, следует раздел «Форум», в котором выступают сторонники и противники его подхода. Особенно заметен в форуме Чарльз Мюррей (CharlesMurray), очень известный консервативный автор и жесткий критик любого государственного вмешательства в социальные процессы. В своем отклике он справедливо указывает, что основные проблемы программ помощи – они не поддаются масштабированию от первичных усилий, организуемых энтузиастами, к национальным программам, применяемым механически в государственном масштабе. Позвать критиков в гости – сильный жест выдающегося ученого, уверенного в своей правоте.
Поворотным моментом в развитии темы Джеймсом Хекманом стали его статья 2006 года в журнале Science "Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children" и статья того же года «Economic, neurobiological, and behavioral perspectives on building America’s future work force», вышедшая в престижном PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences) в соавторстве с нейробиологами Эриком Кнудсеном и Джуди Камерон, и крупнейшим специалистом по раннему детскому развитию Джеком Шонкоффом. В этих статьях появился график, известный теперь как «кривая Хекмана», который показывает отдачу на вложенные средства в человеческий капитал на разных этапах развития и иллюстрирует основной тезис Хекмана: инвестиции в раннее детство много эффективнее, чем все последующие программы для позднего возраста.
Самой надежной и успешной общественной стратегией повышения качества населения (а тем самым, трудовых ресурсов) в любой стране будет улучшение качества жизни детей, живущих в неблагоприятных условиях – чем в более ранний период детства будут сделаны эти инвестиции, тем эффективнее будет их финансовая и социальная отдача через 30-40 лет. Вложение средств в образование после школы тоже совершенно необходимо, но и совершенно не достаточно для успешного социально-экономического развития. Отказ от инвестиций в раннее детство – близорукая политика, которая неспособна видеть будущее страны и общества в перспективе поколений. Инвестиции в создание дорогих бизнес-школ для людей с высшим образованием при последовательном оскудении человеческого капитала в масштабах всего населения страны приведет в долгосрочной перспективе лишь к потерям, финансовым и человеческим, когда новым менеджерам будет просто нечем и некем управлять. В этом простой и важный смысл кривой Хекмана, которая применима ко всем обществам и странам.
Джеймс Хекман со своими коллегами средствами современного арсенала эконометрики (во многом созданным им самим) на огромном объеме данных показывает, что особенно не эффективны программы, направленные на коррекцию поведения взрослых людей. Программы профессионального обучения, службы повышения грамотности для взрослых, программы реабилитации заключенных и образовательные программы для взрослых, живущих в неблагоприятных условиях, оказывались низкоэффективными, причем для мужчин их окупаемость часто оказывалась отрицательной. Во всех отношениях лучше было бы вложить те же средства в обогащение социальной и познавательной среды этих людей, когда они были детьми, растущими в неблагоприятных условиях.
Результаты анализа панельных данных, собранных преимущественно в США, демонстрируют, что качество условий развития в раннем детстве позволяет с высокой точностью предсказывать будущую эффективность работников. Ранний детский опыт оказывает мощное влияние на развитие познавательных, социальных и эмоциональных способностей, являющихся предпосылками высокой экономической эффективности взрослого человека. Наиболее убедительные факты в поддержку этого тезиса получены в рамках высококачественных программ вмешательства в детское развитие, таких как программа Перри (см. ниже): раннее вмешательство в развитие детей, растущих в неблагоприятной среде, повышает вероятность их экономического преуспевания во взрослом возрасте.
Анализируя финансовые затраты и нормы отдачи от программы Перри для общества в целом, Хекман с коллегами приходит к выводу, что отдача от этой программы составила 7-10%. Много это или мало? Как поясняют авторы, эффект программы Перри заметно превышает отдачу от вложений в фондовый рынок США, в момент публикации статьи, составлявшей 5,8%. Таким образом, подчеркивает Хекман, наиболее целесообразная с экономической точки зрения стратегия укрепления будущих трудовых ресурсов в Америке – инвестирование ресурсов в обогащение социальной и познавательной среды детей из бедных семей. Именно для таких детей, растущих в неблагоприятной и не стимулирующей среде, эффект обогащенной среды развития будет особенно велик. При этом максимальной окупаемости инвестиций можно добиться, если начинать вмешательство в первые годы жизни ребенка, когда формируется структуры мозга и закладываются базовые навыки поведения; когда нервная система и ее механизмы максимально пластичны и восприимчивы. Навыки и способности, развитые в раннем детстве, обеспечивают дальнейшее развитие широкого круга способностей взрослого человека.
книгa «Бедность и развитие ребенка» (М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. ), посвященной анализу влияния социального неблагополучия на разные аспекты развития ребенка: когнитивные показатели, языковую компетенцию, школьную успеваемость, а также на социальный статус и успешность во взрослом возрасте.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs ... /156723881
Отправлено спустя 4 минуты 54 секунды:
Очень интересная публикация . Чем раньше родители и общество начинает вкладываться в развитие ребенка и чем планомернее на всех этапах жизни ребенка осуществляются развивающие мероприятия, тем больше вероятность того, что ребенок сможет достичь тех высот, которые и не снились родителям и прародителям.
Взгляд экономиста на детское развитие
Модератор: Ок78
-
Автор темыInes
- Всего сообщений: 1968
- Зарегистрирован: 31.12.2012
- Откуда: izdaleka
-
Автор темыInes
- Всего сообщений: 1968
- Зарегистрирован: 31.12.2012
- Откуда: izdaleka
Re: Взгляд экономиста на детское развитие
Выдержка из доклада Мирового Банка 2015 -МЫШЛЕНИЕ, ОБЩЕСТВО И ПОВЕДЕНИЕ
Сильные стрессы и недостаточность стимулов для развития социальных, эмоциональных и мыслительных
способностей в первые годы жизни – что зачастую
характерно для бедных людей – могут оказывать негативное воздействие на когнитивное развитие, создавая
препятствия на пути формирования как системы автоматического принятия решений (например, способности
переносить стресс), так и системы обдумывания (например, способности концентрировать внимание). Эти
проблемы являются предметом рассмотрения в главе 5.
Во всех странах – как с низким уровнем дохода,
так и со средним и высоким, – где на данный момент
были проведены исследования, наблюдалась разница
в уровне сформированности как когнитивных, так и
некогнитивных навыков у детей в возрасте до трех лет
в домохозяйствах, находящихся на нижних ступенях
лестницы распределения национального богатства, и
домохозяйствах, находящихся на верху этой лестницы.
В определенном отношении подобные различия проистекают из проблем, поддающихся решению посредством мер политики развития.
Проблема недостаточных стимулов для развития
ребенка касается, прежде всего, стран с низким уровнем
дохода. Изучение того, как матери в 28 развивающихся
странах ухаживают за своими детьми, показало, что
показатели социальной и эмоциональной заботы не
слишком различались в зависимости от уровня развития.
Напротив, масштабы стимуляции матерями интеллектуальной деятельности были постоянно ниже в странах с
более низкими, согласно Индексу человеческого развития Организации Объединенных Наций, показателями
экономики, здравоохранения и образования (рисунок
O.7). В ходе этого исследования уровень стимуляции
интеллектуальной деятельности измерялся по тому, как
часто тот, кто заботился о ребенке, читал ему книги,
рассказывал истории или называл вместе с ним предметы, считал или рисовал. В случае, если когнитивная
деятельность детей стимулировалась слабо, они меньше
и хуже вступали в речевое взаимодействие, что может
породить в дальнейшем трудности с речью и повлиять
на успешность обучения в школе.
Как показало исследование, проводившееся в течение 20 лет на Ямайке, стимулирование детей самого
раннего возраста оказывает огромное воздействие на
успешность взрослых на рынке труда (Gertler and others
2014). Санитарные активисты в общинах еженедельно
приходили в семьи и учили матерей играть и общаться
с детьми так, чтобы содействовать их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дети, отобранные
для участия в этой программе, спустя 25 лет, уже
будучи взрослыми, зарабатывали на 25 процентов
больше, чем взрослые, входившие в контрольную
группу и не участвовавшие в программе, – этих 25
процентов было достаточно для того, чтобы преодолеть
разрыв в уровнях оплаты труда с теми, кто не входил в
социально незащищенные категории населения
https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2015
Сильные стрессы и недостаточность стимулов для развития социальных, эмоциональных и мыслительных
способностей в первые годы жизни – что зачастую
характерно для бедных людей – могут оказывать негативное воздействие на когнитивное развитие, создавая
препятствия на пути формирования как системы автоматического принятия решений (например, способности
переносить стресс), так и системы обдумывания (например, способности концентрировать внимание). Эти
проблемы являются предметом рассмотрения в главе 5.
Во всех странах – как с низким уровнем дохода,
так и со средним и высоким, – где на данный момент
были проведены исследования, наблюдалась разница
в уровне сформированности как когнитивных, так и
некогнитивных навыков у детей в возрасте до трех лет
в домохозяйствах, находящихся на нижних ступенях
лестницы распределения национального богатства, и
домохозяйствах, находящихся на верху этой лестницы.
В определенном отношении подобные различия проистекают из проблем, поддающихся решению посредством мер политики развития.
Проблема недостаточных стимулов для развития
ребенка касается, прежде всего, стран с низким уровнем
дохода. Изучение того, как матери в 28 развивающихся
странах ухаживают за своими детьми, показало, что
показатели социальной и эмоциональной заботы не
слишком различались в зависимости от уровня развития.
Напротив, масштабы стимуляции матерями интеллектуальной деятельности были постоянно ниже в странах с
более низкими, согласно Индексу человеческого развития Организации Объединенных Наций, показателями
экономики, здравоохранения и образования (рисунок
O.7). В ходе этого исследования уровень стимуляции
интеллектуальной деятельности измерялся по тому, как
часто тот, кто заботился о ребенке, читал ему книги,
рассказывал истории или называл вместе с ним предметы, считал или рисовал. В случае, если когнитивная
деятельность детей стимулировалась слабо, они меньше
и хуже вступали в речевое взаимодействие, что может
породить в дальнейшем трудности с речью и повлиять
на успешность обучения в школе.
Как показало исследование, проводившееся в течение 20 лет на Ямайке, стимулирование детей самого
раннего возраста оказывает огромное воздействие на
успешность взрослых на рынке труда (Gertler and others
2014). Санитарные активисты в общинах еженедельно
приходили в семьи и учили матерей играть и общаться
с детьми так, чтобы содействовать их интеллектуальному и эмоциональному развитию. Дети, отобранные
для участия в этой программе, спустя 25 лет, уже
будучи взрослыми, зарабатывали на 25 процентов
больше, чем взрослые, входившие в контрольную
группу и не участвовавшие в программе, – этих 25
процентов было достаточно для того, чтобы преодолеть
разрыв в уровнях оплаты труда с теми, кто не входил в
социально незащищенные категории населения
https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2015
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 1 Ответы
- 3611 Просмотры
-
Последнее сообщение буся
-
- 16 Ответы
- 3769 Просмотры
-
Последнее сообщение Никонова Татьяна
-
- 6 Ответы
- 3433 Просмотры
-
Последнее сообщение ПрайдМама
-
- 11 Ответы
- 3165 Просмотры
-
Последнее сообщение К.Юлия
-
- 153 Ответы
- 23943 Просмотры
-
Последнее сообщение markiza
Мобильная версия